Избранный поступок




Удовлетворяет ли такое определение человеческое нравственное чувство? Является ли добро просто любым пристрастно избранным поступком? Многие из нас могут сказать о поступках, совершенных добровольно и сознательно, что они чудовищно плохи. Как происходили погромы евреев в России? А бомбежки вьетнамских деревень или резня в Мэй Лай? Сам Сартр касался случаев, которые представляются вполне нравственными с точки зрения многих традиционных моралистов. Но не каждый экзистенциалист вел себя подобным образом, так что, судя по всему, эта система оставляет возможность для Чарльза Мэнсона морально оправдывать массовые убийства.
Помещение источника нравственности в субъективную область каждого отдельного человека ведет к невозможности различить нравственные и безнравственные действия так, чтобы это удовлетворяло наше внутреннее ощущение права, чувство, которое говорит, что другие имеют те же права, что и я. Мой выбор необязательно желанен для других, но выбирая, я выбираю для других, как говорит Сартр. Для того, чтобы должным образом сформировать поступки и отношения между субъектами, необходим некий внешний по отношению к этим субъектам стандарт.
И все же, прежде чем отвергнуть экзистенциализм из-за солипсизма и релятивизма, который не может дать оснований для этики, нам нужно все же признать благородную попытку Альбера Камю показать, как может быть определена и прожита жизнь добра. В этом, на мой взгляд, его задача в „Чуме".
Купите шокер на http://shoker77.ucoz.ua/ и забудьте об опасностях. Берегите себя.
Дата публікації: 28.09.2012
Прочитано: 451 разів
 
 
 
 

Студентські статті