Взгляд за пределы эмоциональных и психологических сторон




Лето подходит к концу, а вы еще не были на море? Тогда предлагаем вам частный сектор заозерное - недорого и со всеми условиями. Желаем приятного отдыха.
Мы должны взглянуть за пределы эмоциональных и психологических (субъективных) сторон религиозного опыта, чтобы увидеть, имеет ли он какое-либо фактическое основание, которое не могло быть просто плодом фантазии тех, кто имел этот опыт.
Насколько правдоподобно, что люди, если хотели изобрести Бога, чтобы успокоить свои страхи (согласно гипотезе Фрейда), в итоге пришли к такому Богу, как Бог христианства? Ричард Пертил наряду со многими другими убежден, что это мало похоже на правду.
Одна из широко распространненных точек зрения (которой придерживаются противники религии) состоит в убеждении, что Бог и загробная жизнь суть просто „представления о желаемом". Мы верим в нечто, поскольку находим это утешительным или отвечающим нашим надеждам. Это могло бы быть вероятным, если бы религия давала нам единообразную, утешительную, вселяющую надежду картину нас самих и нашей ситуации. Но рассмотрим, что на самом деле внушается нам традиционным христианством. Человек по отношению к Богу не только бесконечно слаб и зависим, но еще и осужден вследствие своей собственной греховности. Бесконечное могущество Бога и Его совершенная праведность не внушают нам особенной надежды. Правда, существует еще и беспредельная милость Божия, однако быть объектом милости — это едва ли особенно утешительно для человеческого „Я". Далее, если наша идея загробной жизни совпадает с традиционной, то она не только ставит нас перед лицом реальной возможности ужасающей и вечной погибели, но также делает нас ответственными даже за самые обычные наши поступки и действия. А если и существует что-то, что мы все дружно ненавидим, так это — ответственность.
Пертил заключает:
Если христианство должно быть сброшено со счетов как фантазия, выдающая желаемое за действительное, поскольку избавляет от страха перед бессмысленностью и полным исчезновением, то их (неверующих) секуляризм подпадает тому же самому обвинению, поскольку он устраняет ненавистные идеи абсолютного превосходства и реальной ответственности.




Дата публікації: 02.08.2012
Прочитано: 717 разів