Позиция Коттарда



Когда чума приходит к концу, Коттард теряет это ощущение единства, ощущение, что он опять становится принятым человеком. Он теряет контроль над собой, стреляет на улице — и в конце концов его арестовывают. В течении всей чумы его действия преступны. Вместо того, чтобы ослаблять страдания окружающих, он радуется в них. Для Камю он грешник во вселенной без Бога — если хотите, доказательство, что зло возможно в замкнутой Вселенной.
Если в замкнутой Вселенной возможно зло, то, быть может, возможно и добро. Камю развивает эту тему в двух главных героях — Жане Тарру и докторе Рье. Тарру вступил в общество нигилистов, когда на работе у своего отца слышал, как тот в качестве прокурора требовал смертной казни для преступника, и видел саму казнь. Это оказало глубокое влияние на него. Он говорит: „Я понял, что косвенно участвовал в смерти тысяч людей... У нас у всех чума." И потому он потерял мир.
С этого момента вся жизнь Жана Тарру становится поиском возможности быть „святым без Бога." Камю утверждает, что Тарру это удалось. Его метод заключается в понимании и симпатии, выражающихся в действии. Именно он предлагает создание отряда добровольцев для того, чтобы бороться с чумой и утешать ее жертв. Тарру неустанно трудится на этом поприще. И все же в его способе жить остается тоненькая жилка отчаяния: „Победить" для Тарру означало жить „только в том, что человек знает и помнит, будучи отрезанным от того, на что он надеется!" Поэтому д-р Рье, рассказчик, пишет, что Тарру „осознал черную бесплодность жизни без иллюзий".

Сам доктор Рье — еще один пример хорошего человека в абсурдном мире. С самого начала он всеми силами отдается борьбе с чумой — восставая против абсурда. Поначалу он остается бесстрастным, холодным и отстраненным. Затем, когда он глубоко соприкасается с жизнью и смертью других людей, он смягчается и становится сострадательным. С философской точки зрения он понял, что он делает. Он совершенно не мог принять мысли, что добрый Бог мог сотворить такое. Как говорил Бодлер, тогда Бог стал бы дьяволом. Напротив, д-р Рье считает своей задачей „сражаться с творением, с которым мы сталкиваемся." Он говорит: „Поскольку миропорядок основан на смерти, не лучше ли для Бога, если мы откажемся верить в Него и будем всеми силами бороться со смертью, не поднимая глаз на небо, где Он сидит в молчании."
Именно это и делал доктор Рье: он боролся со смертью. И история, которую он рассказывает, это запись того, „что должно было быть сделано, и что впредь нужно будет делать в бесконечной борьбе против ужаса и его нападок, невзирая на трудности, всеми, кто не может быть святыми, не хочет склониться перед чумой и изо всех сил пытается нести исцеление."
Я уделил так много места „Чуме" (далеко, впрочем, не исчерпав ее художественных и философских богатств) потому, что нет ни одного другого романа или работы в экзистенциальной философии, которые так ярко выявляют проблему возможности жить добродетельно в мире, где Бог мертв, и ценности не имеют корней вне человека. „Чума" почти убеждает меня. Почти, но не совсем. Потому что в рамках философии „Чумы" возникают те же вопросы, что и в системе Сарт-ровскго „Экзистенциализма".
Почему то, как живут д-р Рье и Тарру должно непременно считаться хорошим, а то, как Коттард переживает чуму — плохим? Почему нигилистское отношение старого Спаньярда менее правильно, чем позитивное действие д-ра Рье? Да, наши человеческие чувства на стороне Рье и Тарру. Но нужно признать, что старый Спаньярд не одинок в своих суждениях. Кто же прав? Тех, кто принимает сторону Спаньярда, не убедят ни Камю, ни любой из читателей, поддерживающих Рье, поскольку без внешнего нравственного критерия нет общей почвы для дискуссии. Есть только одно убеждение против другого. „Чума" привлекательна для тех, кто придерживается традиционной морали не потому, что Камю предлагает основание для этих ценностей, но потому, что он продолжает утверждать их даже несмотря на то, что они лишены основания. К сожалению, утверждения недостаточно. Оно может быть оспорено противоположным утверждением.
Если у вашей мамы скоро праздник, и вы хотите ее красиво поздравить, будьте уникальны и находчивы. Так, красивое поздравление маме можно заказать здесь. Загляните.
Дата публікації: 28.09.2012
Прочитано: 526 разів
 
 
 
[ Назад | Початок | Наверх ]

 
 

Студентські статті