Двойная проблема



С этой позицией связана двойная проблема. Во-первых, субъективность ведет к солипсизму, утверждению, что каждая личность сама по себе определяет ценности и что в космосе, таким образом, одновременно существуют столько центров значимости, сколько в нем личностей. Сартр признает это возражение и отвечает на него, настаивая, что каждый человек, встречая других, сталкивается с очевидным центром субъективного. То есть, мы видим, что другие, как и мы, должны участвовать в создании смысла для самих себя. Мы все вместе в этом абсурдном мире, и воздействуем друг на друга своими поступками так, что „ничто не может быть благом для нас, не будучи благом для всех." Более того, действуя, думая и создавая свое субъективное, с участвую в социальном действии: „Я по своему выбору создаю определенный образ человека. Выбирая себя, я выбираю человека." По Сартру, таким образом, по-настоящему живущие люди создают ценности не только для себя, но и для других тоже.
Сартр не обращается ко второму возражению, и это говорит о многом. Если, как говорит Сартр, мы создаем ценности просто путем выбора и потому „никогда не можем выбрать зло", то имеет ли добро какой-нибудь смысл? На первый взгляд имеет, поскольку зло есть „невыбор". Другими словами, зло есть пассивность, жизнь под чужим руководством, порабощенность окружением, непонимание абсурдности Вселенной, то есть, не поддерживание этого абсурда. Если добро просто в выборе, то выбирай. Сартр однажды посоветовал молодому человеку, искавшему его наставления: „Вы — свободны, выбирайте, то есть — изобретайте".
Не проблем, если вы хотите посмотреть сериал «Папаша». Скачать или посмотреть можно тут - сам вчера нашел этот сайт.
Дата публікації: 28.09.2012
Прочитано: 372 разів
 
 
 
 

Студентські статті